Главная Главная Аналитические статьи А. Жидков: Основной Закон, узаконивший контрреволюцию

А. Жидков: Основной Закон, узаконивший контрреволюцию

Печать PDF

Как быстротечно время! Уже минуло четверть века с того дня, когда 12 декабря 1993 года я и миллионы моих сограждан зачеркнули слово «да» в невзрачном бюллетене и тем самым проголосовали против Конституции, навязанной танковой демократией. Да и как можно было голосовать за Основной Закон государства, который даже не обсуждался, не выносился на референдум, а только на т.н. «всенародное голосование»?! Но чуть больше половины участвовавших в голосовании (58,43%) сказали «да» Конституции, она была принята, а общество было расколото надвое («против» проголосовали 41,57%).

Одновременно с принятием Конституции шло голосование по выборам депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, т.е палат Федерального Собрания, которое этой Конституцией только утверждалось. Даже сам этот факт был полным бредом, а не какой-то юридической нормой. Население голосовало за депутатов органа государственной власти, которого ещё не существовало. А если бы граждане проголосовали против Конституции?

Такого цирка история ещё не знала. И трагифарс этот начался 12 июня 1990 года на Съезде народных депутатов РСФСР, когда была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Тогда же была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР.

Все в это время грезили принципом разделения ветвей власти, правовым государством, политическим и идеологическим плюрализмом, свободой экономической деятельности, бесконтрольностью местного самоуправления, многопартийностью и т.д.

Либералам, руководимым заокеанскими «коллегами», нужно было соорудить такую конструкцию Конституции, которая полностью ликвидировала бы систему Советов. Если вспомнить, кто разрабатывал Конституцию: В. Шейнис, А. Собчак, С. Шахрай, все вопросы отпадают сразу. Это отъявленные «демократы», отдельные из которых приложили руку и к Беловежским соглашениям. Но если в 1990 году при разработке новой Конституции Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию, то в 1993 году, после разразившегося конституционного и политического кризиса, тон уже задавало т.н. Конституционное совещание, созванное по решению Б. Ельцина. Именно в это совещание входили в том числе и упомянутые выше разработчики.

Затянувшийся в России политический и конституционный кризис 1992-1993 гг. вступил в завершающую фазу 21 сентября 1993 года, когда Президент РФ издал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Согласно Указу прекращалась деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и в стране к 12 декабря должна была появиться новая Конституция. Уже после кровавых событий 3-4 октября 1993 года Ельцин подписал указ о всенародном голосовании за Конституцию. Тем самым процедура референдума была обойдена стороной, так как мог назначить её только Съезд народных депутатов, а он уже не действовал. Поэтому всё происходившее в стране с 21 сентября по 12 декабря 1993 года можно оценивать не как конституционную реформу, а как банальный государственный переворот. Странно голосовать за Конституцию в стране, где только что на улицах столицы грохотали танки и гибли люди...

Разгром парламента 3-4 октября 1993 года сделал Ельцина полновластным правителем. В оставшийся до 12 декабря период он делал всё, что хотел. Предложения о создании независимой комиссии по расследованию трагедии октябрьских событий так и остались благими пожеланиями, Ельцин торпедировал их. А Государственная Дума, созданная непонятным образом (дело в том, что новая Конституция вступила в силу 25 декабря, а выборы депутатов, как мы помним, состоялись 12 декабря), отказалась от всяких попыток расследовать кровавые события. Захваченные в Доме Советов Хасбулатов, Руцкой и другие были амнистированы. Заодно были амнистированы и участники ГКЧП.

Так, в октябре 1993 года свершилось то, чего и хотели либеральные круги и их зарубежные покровители, – советская власть рухнула. Ельцин предложил Советам самораспуститься.

На Тамбовщине в те дни продолжалось жёсткое противостояние между облсоветом и администрацией области.

Состоявшаяся 23 сентября 1993 года XIV (внеочередная) сессия Тамбовского областного Совета приняла обращение к жителям области: «Призываем вас соблюдать спокойствие, выдержку, нормальный трудовой ритм на своих рабочих местах. Это будет достойным ответом на экстремистские призывы и лозунги безответственных людей, пытающихся повергнуть наше Отечество в хаос и пучину междоусобицы».

25 сентября 1993 года ныне покойные В. Бабенко (глава администрации Тамбовской области) и В. Коваль (мэр Тамбова) заявили о поддержке Ельцина и правительства, а не Верховного Совета.

22 октября 1993 года В. Бабенко распустил облсовет и объявил о временной передаче его функций администрации области. Затем были назначены выборы в Тамбовскую областную Думу, а в стране развернулась борьба за депутатские кресла в Госдуме.

Тем временем Ельцин продолжал штамповать указы. Так, 11 ноября, практически за месяц до выборов, был опубликован очередной Указ «Об уточнениях Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах Совета Федерации в 1993 году». Выборы признавались состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

12 декабря 1993 года состоялись выборы и т.н. всенародное голосование по Конституции. К слову, мы, тамбовчане, можем гордиться тем, что наша область проголосовала против ельцинской Конституции. Таких областей всего было с десяток.

Теперь, спустя годы, можно с уверенностью говорить о том, что в тех условиях ни о каком нормальном голосовании в масштабах страны говорить не приходится. Эта традиция – достижение нужного результата – стала практикой на все последующие годы. И хотя Конституция 1993 года, принятая на крови, в пункте 1 статьи 3 провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ, в этом посыле приходится сомневаться. Дело в том, что пункт 3 гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Референдума по Конституции не было вовсе, а выборы в орган, только формировавшийся Конституцией, также выглядят весьма спорно.

Россия за 25 лет так и не увидела референдума, хотя поводов было множество. Свежий пример – нынешняя пенсионная вакханалия. А вот грязные выборы мы наблюдали неоднократно. А ведь фальсификацию выборов можно смело квалифицировать как присвоение или захват власти.

Что же принесла стране Конституция 1993 года? В результате государственного переворота были ликвидированы Советы, Съезд народных депутатов, Верховный Совет. Конституция уничтожила массу прав некогда советских граждан. О бесплатном жилье, образовании, медицине новый Основной Закон приказал забыть.

Принципы избирательной системы были выведены в рамки законотворчества, и теперь мы по нескольку раз в году наблюдаем за бесконечными новациями в избирательном законодательстве (в советское время принципы избирательной системы регламентировались отдельной главой Конституции и не могли быть пересмотрены в угоду текущего момента). Глава государства – Президент РФ – был наделён воистину царскими полномочиями. Также в федеральные законы из Конституции перекочевали нормы об основах системы государственной власти субъектов России. Отменялась и регламентация структур представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Деморализованная, замордованная, униженная страна рванула с новой Конституцией в рынок. Под этот ельцинский документ принимались соответствующие законы, которые легитимизировали т.н. реформы по разгрому России. Начался неслыханный по своим масштабам грабёж страны.

Так в чьих интересах готовилась Конституция 1993 года? Вне всякого сомнения, в интересах укрепления нового буржуазного строя и начавшего тогда складываться эксплуататорского класса. И готовился Основной Закон ударными темпами.

Здесь для сравнения уместно вспомнить о разработке и о принятии в 1977 году очередной Конституции СССР. Хронология мероприятий, связанных с этим важнейшим событием в жизни страны, уложилась в долгих 15 лет.

В январе-апреле 1962 года рабочая группа под руководством Л.Ф. Ильичёва подготовила предложения о разработке новой Конституции, её структуре и содержании. Затем в том же году Верховный Совет принял соответствующее постановление и образовал Конституционную комиссию. Комиссия образовала подкомиссии, которые каждая по своему направлению готовили предложения для сводного проекта.

Шли годы, готовились разные варианты проектов, менялись составы Конституционной комиссии. Работа активизировалась в феврале 1973 года, когда Политбюро ЦК и Секретариат ЦК КПСС утвердили рабочую группу (во главе с секретарём ЦК Б.Н. Пономарёвым) по подготовке проекта новой Конституции СССР.

Затем проект в соответствии с организационными мероприятиями был направлен для рассмотрения на Пленуме ЦК КПСС и сессии Верховного Совета. После этого редакционная подкомиссия направила текст в Конституционную комиссию, которую возглавлял Л.И. Брежнев.

В мае 1977 года состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР. Президиум принял указ об опубликовании проекта Конституции 4 июня 1977 года в центральных, республиканских, краевых и областных газетах и о созыве в октябре того же года внеочередной сессии Верховного Совета СССР.

Вот и считайте. Четыре месяца шло не просто обсуждение проекта Основного Закона – в адрес Конституционной комиссии поступали обращения, замечания и предложения. (К слову, в 1993 году проект «танковой» Конституции был опубликован лишь за месяц до голосования, в ноябре. Что можно обсудить за месяц, какие предложения и замечания подать? В лучшем случае можно получить одобрение из нескольких администраций да пропагандистскую поддержку со стороны прикормленной артистическо-писательской «элиты».) В обсуждении проекта советской Конституции 1977 года в общей сложности приняли участие свыше 140 млн. человек. По всей стране прошли 1 млн. 497 тыс. собраний граждан, в них участвовали 129 млн. 395 тыс. человек. Кроме того, на состоявшихся 469 тыс. 789 открытых партийных собраниях было внесено в проект Конституции 1360 предложений. Обсуждения прошли во всех республиканских и местных органах власти, и в них приняли участие более 2 млн. депутатов, внёсших 200 тыс. поправок.

По всей стране прокатилась волна комсомольских и профсоюзных собраний. Не остались в стороне и общественники. В адрес Конституционной комиссии было направлено 29 тыс. 702 письма. Свыше 147 тыс. писем поступило в местные органы власти, в газеты, журналы, на радио и телевидение. Вот это было действительно всенародным обсуждением Основного Закона, по которому стране предстояло жить.

3 октября 1977 года состоялся Пленум ЦК КПСС, а 4 октября начала работу внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР. Конституция была принята. Затем уже в 1978 году были приняты Конституции Союзных Республик.

Конституция СССР 1977 года и Конституция РСФСР 1978 года сохранили преемственность всех советских Конституций: 1918, 1924 и 1936 годов. Эту преемственность прервала Конституция РФ 1993 года.

Сравнивая тексты Конституций разного периода развития нашей страны, нельзя не обратить внимание на то, для чего они принимались. Так, в Конституции 1993 года полностью отсутствует цель, к которой стремится Российская Федерация, также то, какое общество она представляет. В тексте чётко закреплены институты частной собственности и предпринимательства, поддерживаются конкуренция и свобода экономической деятельности. Кроме того, достояние каждого государства – земля – также является в том числе и частной собственностью. Пункт 2 статьи 36 прямо гласит: «Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно», т.е. закрепление земли и недр в качестве достояния народа было ликвидировано.

Теперь многие задаются вопросом: «Почему денежки за наши природные ископаемые, нефть и газ утекают кому-то в карман?» Да потому, что это всё узаконил Основной Закон, который и породил нынешнее вопиющее неравенство. Сравните советские Конституции и Конституцию 1993 года. Из текста последней был исключён классовый подход к различным слоям населения и даже упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства. Тем, кто создавал этот документ, уже были не нужны такие классы, как рабочий класс, крестьянство и интеллигенция. Там, где присутствует частная собственность, есть только хозяин и наёмный рабочий.

В тексте от 1993 года мало конкретики и очень много принципов, условия и порядок действия которых должны определяться на основе федеральных законов.

Это тоже сделано умышленно. Законы можно постоянно дополнять, вносить изменения или вообще отменять. С Конституцией же этого не сделаешь, слишком трудно и слишком очевидна будет позиция тех, кто в данный момент лоббирует тот или иной вопрос.

Хотелось бы отметить и ещё один очень существенный момент, который даёт ключ к пониманию того, почему в Российской Федерации за 25 лет так и не заработали даже указанные в Конституции демократические институты.

Созданная в условиях жёсткого противостояния с Верховным Советом и поражения последнего, навязанная народу ельцинская Конституция придала довлеющий статус и мощь президентской власти, а законодательной, наоборот, – статус зависимой и слабой.

Ельцин и его команда статьёй 80 Конституции дали себе и своим последователям неограниченную власть, которая не снилась и российским царям. Посмотрите пункт 20 указанной статьи. Мало того, что Президент РФ объявлен гарантом независимости и государственной целостности, он ещё является и гарантом самой Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Что, сразу всех 140 миллионов? Всё это просто поражает! К тому же он и Верховный Главнокомандующий, и тот, кто обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Плюс ко всему этому ещё масса полномочий, обозначенных в статьях 83-90.

Получается, что по смыслу 80-й статьи Конституции президент стоит над принципом разделения властей, хотя статья 10 документа гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Но как мы только что увидели, оказывается, нет. Всё в стране подчинено воле одного человека.

Что можно сказать о столь гигантском объёме полномочий, сконцентрированных в руках одного должностного лица, стоящего над законодательной, исполнительной и судебной властью? Только одно. Когда-то такую власть называли самодержавной, деспотической.

Таким образом, 25 лет назад идея объявления одного лица гарантом Конституции была глубоко ошибочной и порочной. Она явно противоречит и самой противоречивой Конституции 1993 года. Статья 80 нивелирует статью 3, в которой говорится о принципах народного суверенитета, саму демократию (статья 1), а также принципы разделения властей, на которых так настаивали в своё время либералы (статья 10).

Гарантами любой нормальной Конституции должны являться народ и вся система конституционных органов государства, сформированных народом или его законными представителями. Именно так и было в Советской России. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР. Согласно же ст. 94 Конституции 1993 года Федеральное Собрание РФ – это лишь представительный и законодательный орган.

А вот теперь самое интересное. Прошло 25 лет, а у Федерального Собрания РФ, объявленного парламентом, нет ни председателя, ни аппарата, ни юридического адреса. А Госдума и Совет Федерации, согласно статье 95, не являются самостоятельными государственными органами, а лишь палатами, то есть структурными подразделениями Федерального Собрания. На практике же получается наоборот. Именно Государственная Дума и Совет Федерации признаны госорганами. Поэтому-то механизм независимости и разделения властей не действует. Госдума – это скорее не орган, а механизм для принятия нужных кому-то законов.

Ельцину не нужен был настоящий двухпалатный парламент наподобие Верховного Совета с президиумом и председателем. Да и чего греха таить, Госдума до сегодняшнего дня располагается в здании бывшего Госплана, ныне оно принадлежит управлению делами президента. Таким образом, находясь в положении арендатора здания, Госдума попадает в зависимость от этого управления, а значит, и от президента. Кстати, в таком же положении находятся и Совет Федерации, и Верховный Суд.

В общем, всё понятно. Конституционные полномочия Госдумы тоже весьма ограничены. Контрольных функций практически нет, а статья 104 Конституции в законодательной сфере чётко прописывает ряд блокирующих её механизмов. Вот пункт 3 из вышеуказанной статьи: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты… могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». А кто вносит в Госдуму предложения по кандидатуре председателя правительства? Правильно, президент. Вот вам и «разделение»! Госдума сегодня обеспечивает всё нарастающую законодательную инициативу президентских структур, и в этом году мы их видели с избытком - чего стоят пенсионная реформа, повышение НДС и т.п. инициативы…

И главное. Кто может назвать хоть один закон, который улучшил жизнь простого человека, человека труда? В своё время либералы, захлёбываясь, кричали о всевластии КПСС, требовали убрать из Конституции СССР статью 6 (о руководящей и направляющей роли КПСС). Так вот, такая власть, которой сегодня согласно Конституции 1993 года обладает президент, правящей КПСС и не снилась.

Можно с уверенностью сказать, что Конституция 1993 года – это узаконенный контрреволюционный переворот. Это чистейшей воды буржуазный Основной Закон. Очень точно о таких конституциях сказал в докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов И.В. Сталин: «Конституции буржуазных стран исходят обычно из убеждения о незыблемости капиталистического строя. Главную основу этих конституций составляют принципы капитализма, его основные устои: частная собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; эксплуатация человека человеком и наличие эксплуататоров и эксплуатируемых; необеспеченность трудящегося большинства на одном полюсе общества и роскошь нетрудящегося, но обеспеченного меньшинства на другом полюсе. Они опираются на эти и подобные им устои капитализма. Они их отражают, они их закрепляют в законодательном порядке» («О проекте Конституции Союза ССР», 25 ноября 1936 года).

Прочитав эти слова И.В. Сталина, возьмите и ознакомьтесь внимательно с текстом Конституции 1993 года. Вы сразу поймёте, какое общество благодаря ей построено в нашей стране. Трагедия 25-летней давности породила ещё большую трагедию. Поэтому поздравить всех с днём ельцинской Конституции не могу.

А.И. Жидков

первый секретарь Тамбовского обкома КПРФ,

Обновлено 12.12.2018 14:44  
Центральный сайт КПРФ

КПРФ.ТВ

Русский Лад в Тамбовской области

Телеканал Красная линия

Сайт газеты "Правда"


НАША КНОПКА:
Тамбовское отделение КПРФ

Погода на завтра

Рейтинг






Внимание, скоро!

Митинг



Где:

г. Тамбов, сквер "Рассказовский"

за мостом Горсада

Когда:

23 МАРТА 2019 ГОДА в 11.00

Тема: Всероссийская массовая общественно-политическая акция под лозунгом «Защитим социально-экономические права граждан!»

Свежий номер


Контактные данные

Телефон:
8 (4752) 56-43-25

Электронная почта:
kprf-tambov@mail.ru

Адрес: 392000
г. Тамбов, ул. 3-я Линия,
д.18, к. 502

подробнее...

Посетители

mod_vvisit_counterСегодня1726
mod_vvisit_counterВчера4006
mod_vvisit_counterНа этой неделе23117
mod_vvisit_counterНа прошлой26558
mod_vvisit_counterВ этом месяце90643
mod_vvisit_counterВ прошлом103910
mod_vvisit_counterЗа все время3868665

Online (20 минут): 82
Сегодня: 23 Мар 2019