Главная Главная Аналитические статьи А. Веселовский: Большевизм как течение политической мысли

А. Веселовский: Большевизм как течение политической мысли

Печать PDF

Антон Павлович Веселовский

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Манифест Коммунистической партии

В полной мере это гениальное изречение Маркса и Энгельса, вскрывающее всю суть человеческого развития, применимо к России на протяжении большей части её истории и современности.

Подавляющее большинство населения в России угнеталось и закабалялось веками, являясь абсолютно бесправным и униженным. На протяжении столетий ситуация для угнетаемых менялась лишь в худшую сторону, не оставляя ни просвета, ни надежды на перемены к лучшему. В то время, когда в Европе происходили прогрессивное движение масс, революционные преобразования, в России господствовали архаика и реакция, крепостное рабство и закабаление рабочего люда. Крепостнические обычаи и традиции, стереотипы, жестокий гнёт и бесчеловечная эксплуатация, череда бесконечных насилий над крестьянами распространились и на сформировавшийся во второй половине XIX века русский пролетариат, долгое время остававшийся безмолвным.

Во многом подобное положение вещей было вызвано объективными для России факторами и роковым стечением обстоятельств, проистекающими ещё из глубины веков. Во второй четверти XII века русские земли, до того развивавшиеся сходным с европейскими странами путём, пережили грандиозную трагедию разорительного монголо-татарского нашествия и установления впоследствии золотоордынского ига. Эти события отбросили Русь на десятилетия назад, разорвали экономические связи отдельных земель друг с другом, прервали процессы политического объединения, усилили и законсервировали раздробленность, приостановили и изменили ход её исторического развития.

Удар пришёлся в первую очередь по городам, являвшимся центрами ремесла и торговли, средоточием развития производительных сил, складывания и развития товарно-денежных и раннебуржуазных отношений. Огромное количество городов было разрушено (более 40%), многие прекратили своё существование, другие навсегда утратили своё значение. Десятки тысяч ремесленников были уведены в рабство, многие исчезли навсегда. Процесс экономического и политического развития в рамках общеевропейских тенденций прервался навсегда, кардинально изменившись под влиянием обстоятельств нашествия. В экономике начали утверждаться и культивироваться всё более и более архаичные черты. Сельское население (крестьянство с XIV века), разоряемое тяжёлой данью, всё сильнее попадало в экономическую зависимость от феодалов. Разрушенные города, остро нуждавшиеся в поддержке и не имевшие собственных сил для восстановления, также окончательно оказались подчинены крупным феодалам. Вместе с тем гибель значительной части знати во многом способствовала усилению княжеской власти в каждом отдельном княжестве, формируя деспотические черты в политической сфере.

Таким образом, нашествие и иго стали одной из основных причин утверждения крепостничества на Руси впоследствии. Немаловажным является и тот факт, что крупная знать в сложившихся условиях зарождения крепостничества, будучи кровно заинтересована в дальнейшем закабалении крестьян, поддержала Великого князя Московского (ставшего центральной политической фигурой Северо-Восточной и Северо-Западной Руси во второй половине XIV-XV веках) в политическом объединении русских земель, так как только это в полной мере могло обеспечить крепостной контроль над населением (в условиях раздробленности крестьяне переходили из одних владений в другие). Судебник 1497 года как первый крупный законодательный акт единого государства закрепил выгодные для знати условия, недвусмысленно заявляя об откровенно крепостническом характере государства. С этого времени эксплуатация крестьян господствующим классом феодалов лишь усиливается, имея несколько важнейших вех в середине XVI века (1551 г.) и в конце его (1581 и 1597 гг.), а также в первой половине и особенно середине XVII века (1649 г.), когда крепостническая система сложилась в общем и целом законченном виде.

С этого времени толща крепостничества давит и тормозит прогрессивное развитие производительных сил, купируя на корню даже отдельные ростки капиталистических отношений, что предопределяет застой и рутинность общественных отношений. Поэтому даже вынужденное (вызванное государственными потребностями) появление и относительное развитие мануфактурного производства (XVII-XVIII вв.) не приводит в России к возникновению классов буржуазного общества, буржуазия и пролетариат по-прежнему отсутствуют. Мануфактуры в основном носят либо феодальный, либо государственный, либо посессионный характер с трудом крепостных и приписанных к заводам крестьян.

Даже указ 1762 года практически не изменил положения дел, несмотря на то, что провозгласил, что производственные отношения держателей мануфактур (из числа лиц недворянского происхождения) и крестьян-отходников являются отношениями вольного найма. По сути отходники так и оставались в классовом отношении и сознании всё теми же крепостными.

Подспудно вызревающие капиталистические производственные отношения в России начали прорываться наружу лишь после недореформы 1861 года. Только с этого времени можно вести разговор о формировании класса пролетариата и пока лишь в чисто материальном плане, лишь как социальной группы, не имеющей никаких средств производства в своём распоряжении и живущей исключительно за счёт продажи своей рабочей силы. Формирование классового сознания рабочих, которое лишь одно способно освободить трудящихся от гнёта и произвола капитала, было ещё впереди, но материальные предпосылки для этого уже сложились.

Ещё задолго до появления капиталистических отношений на всём протяжении истории России велась непрекращающаяся борьба классов, усиливаясь по мере того, как эксплуатация крестьян и работных людей феодалами становилась всё ожесточённее, что было связано с ростом консолидации внутри господствующего класса феодалов, снятия большего ряда противоречий между боярско-княжеской знатью и дворянством, а также внутри этих подгрупп. Со времён первых древнерусских восстаний (945 г.; 1068 г.; 1113 г. и т.д.) и до знаковых крестьянских войн (1603-1615 гг.; 1670-1671 гг.; 1773-1775 гг.) и впоследствии эта борьба приобретала то более, то менее острый характер, выражаясь в том числе и в религиозной форме (в распространении ересей), и в бегстве крестьян на окраины, и в прямых крестьянских и городских восстаниях (1648 г.; 1650 г.; 1662 г. и т.д.), выступлениях работных людей и стрельцов. Нередко борьба носила массовый и упорный характер, тем не менее, всегда оканчиваясь поражением угнетённых классов и огромными жертвами с их стороны, т.к. не было достаточных материальных предпосылок (концентрации и пролетаризации труда), сплачивающей идеи и организующей силы. Все эти движения разбивались о разобщённость, несогласованность, местечковость и несознательность крестьянских масс. И даже зародившееся рабочее движение (1871 г., 1872 г., 1885 г., 1897-1898 гг. и т.д.) долгое время блуждало в идеологической темноте и политической безысходности, повторяя многие из тактических и стратегических ошибок крестьянской борьбы, что явилось следствием полукрестьянской психологии, присущей и многим фабричным. Требовалась такая политическая сила, которая смогла бы указать теоретически выверенный путь борьбы, сплотить и организовать массы великой идеей, придать движению политический характер и повести на решительный штурм угнетателей – помещиков и капиталистов.

Такая сила могла возникнуть не только благодаря материальным предпосылкам, но и в результате анализа и учёта всего исторического опыта европейского и русского революционного движения, его проб и ошибок, взлётов и падений. Особенно трагичный характер, сопровождавшийся массой исканий и добросовестных заблуждений, героическим самопожертвованием и беззаветной смелостью его участников, носило русское революционное движение, прошедшее три известных стадии в своём развитии: дворянскую, разночинскую и пролетарскую. Ни одна из них не была напрасной, подготавливая, обеспечивая и открывая каждую последующую стадию.

Движение радикальной мысли в России начиналось с деятельности отдельных наиболее прогрессивных представителей господствовавшего класса дворянства. Такие личности, как Новиков, Фонвизин (более просветители, конечно), Радищев, смело критиковали пороки и изъяны империи, и прежде всего изуверское крепостничество. Первым, кто гласно заявил о необходимости революционного свержения монархии, был именно Радищев. Конечно, деятельность одиночек не могла привести к изменениям общественно-политической системы, но она, безусловно, внесла огромный вклад в дальнейшее развитие радикального движения России.

Организации декабристов – первых, кто от слов перешёл к конкретным действиям, – возникли именно под мощным идеологическим влиянием русских просветителей, Радищева. Безусловно, определённый вклад имели и идеи французских мыслителей, и заграничный поход Русской армии, и откровенно скотское отношение со стороны императора и всего господствующего класса к крестьянству, спасшему Отечество. Социальная база – классы и группы, на которые можно было бы опереться в своей борьбе против абсолютистского режима, – отсутствовала (рабочие ещё не сформировались; крестьяне, несмотря на все беззакония и бесчеловечное к ним отношение властей, верили в царя; дворянству в принципе были чужды идеи декабристов, которые по сути выступали против интересов своего же класса крупных земельных собственников; буржуазии не было как таковой; купечество же в большинстве своём по сути имело крестьянскую психологию). Поэтому декабристы вынуждены были действовать в рамках тайных, глубоко законспирированных узких групп, являвшихся по большому счёту группами заговорщиков. Их тактика и стратегия подразумевали дворцовый переворот и введение преобразований сверху, без какой-либо поддержки низов, и уже поэтому были обречены на поражение даже в случае частного успеха.

Однако попытка восстания декабристов, несмотря на усиление реакции сразу же после его подавления, дала мощный толчок дальнейшему развитию общественно-политической мысли в лице П.Я. Чаадаева, и затем западников и славянофилов. Но самое главное, декабристы «разбудили» Герцена – человека, который первым в России обратился к идеям социализма (пусть и «мелкобуржуазного», крестьянского социализма, основой которого он видел уравнительно мелкособственническую деревню). Герцен явился основоположником «Русского социализма», идеи которого были подхвачены и развиты Чернышевским и Добролюбовым, отчасти Писаревым – движением разночинной интеллигенции шестидесятых. Герцен первым обратился к относительно широким кругам русского общества, со страниц своих вольных печатных изданий, и прежде всего «Колокола».

Результатом этой работы стало движение народничества, апогеем её – героическая, самоотверженная, жертвенная борьба горстки революционных народников, членов «Народной воли», выросших из «чайковцев» и «землевольцев», вынесших и осуществивших приговор не одному изуверу царизма, в т.ч. Александру II, прозванному в народе Вешателем. Эти люди (Перовская, Желябов, Михайлов, Кибальчич, Клеточников, Гриневецкий, Емельянов, Саблин, Гельфман, Кравчинский, Халтурин и многие другие) посвятили себя целиком, отдали свои жизни в борьбе за освобождение человечества. Эти жертвы – так же, как и жертвы предыдущих бойцов революции, не оказались напрасными. Они ясно вскрыли те заблуждения и ошибки, которые и явились причиной неудач, позволили учесть их в дальнейшем, освободиться от пагубных для дела революции иллюзий о революционности крестьянства, от переоценки роли личности в истории, от пренебрежения объективными законами исторического развития, от ставки лишь на узкую группу заговорщиков, по сути бланкистов.

Уже в недрах народнического движения, в среде «Чёрного передела», к ряду его руководителей пришло понимание ошибочности народничества в главном – в ставке на реакционный по сути, мелкобуржуазный по психологии класс крестьянства.

Неспособное к самостоятельному революционному выступлению и самоорганизации, отличающееся стихийностью действий крестьянство могло сыграть значительную роль, лишь действуя под руководством пролетариата – единственного до конца революционного класса. Плеханов, Засулич, Дейч, Аксельрод, Аптекман иммигрируют и переходят за границей на марксистские позиции единственно верного революционного учения, подтверждённого уже тогда всей практикой европейских революций.

В 1883 г. в Женеве создаётся группа «Освобождение труда», которая начинает заниматься разработкой марксистского учения, переводом и усиленным распространением марксистской литературы в России. Впервые к революционному движению, к движению масс, к развитию общественно-исторических процессов подошли в соответствии со строгой научностью и цельностью коммунистического учения. Первые марксистские кружки возникали главным образом в среде студенческой молодёжи. Социал-демократические группы Благоева, Точисского, Бруснева, Федосеева (в группе Федосеева некоторое время принимал участие и В.И. Ленин) стали теми организациями, которые впервые на практике знакомили с марксизмом русскую интеллигенцию, учащуюся молодёжь и прогрессивных рабочих. Большинство этих кружков было быстро разгромлено полицией, но на смену им пришли другие, более крупные, централизованные и лучше подготовленные организации.

Прежде всего речь идёт о «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», возникшего в 1895 году. У его истоков стояли Ленин, Мартов, Кржижановский, Радченко, Ванеев и другие, в том числе Бабушкин. Союз, под руководством преимущественно Ленина, уделял первостепенное внимание двум задачам: во-первых, целенаправленной и действительно массовой революционной пропаганде в рабочей среде, прежде всего на предприятиях, где бушевали стачки, и, во-вторых, попытке консолидации деятельности многочисленных разрозненных социал-демократических групп. Важность этих задач была очевидна и с теоретической, и с практической точек зрения, так как вести борьбу с царизмом могла только сильная, централизованная организация. Выполнить намеченное в полном объёме в рамках «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» не удалось, большинство его видных членов, и прежде всего Владимир Ильич, были арестованы в декабре 1895 года, а в 1896-м организация была практически полностью разгромлена, арестованы её наиболее активные члены. Ленин оказался в тюрьме, а с 1897 года в трёхлетней ссылке в Шушенском (Енисейская губерния). Тем не менее сама идея объединения оставалась.

1 марта 1898 года в Минске после подготовительной работы целого ряда социал-демократических групп открылся I съезд марксистских организаций, на котором присутствовали девять представителей крупнейших кружков: четверо от различных подразделений Союза борьбы, а также от БУНДА и Киевской организации. Главной заслугой съезда стало провозглашение создания РСДРП, носившее скорее декларативный, чем действительный характер, и написание Манифеста (Струве), получившего одобрение Ленина. Ввиду возникших на съезде разногласий, отсутствия идейного единства устав и программу партии выработать не удалось. Вскоре после съезда 8 из 9 участников, в том числе члены ЦК, были арестованы полицией. Однако даже несмотря на сложившееся тяжёлое положение в социал-демократическом движении России, на наступившее время «разброда и шатаний», принципиальное начало созданию единой социал-демократической партии было положено. Практическое достижение этой цели стало делом времени и таланта организаторов.

Потребовались пять лет напряжённой работы, упорство, организационный талант и политический гений Ленина для того, чтобы довести начатое в 1898 году до конца, до логического завершения – создания партии не на словах, а на деле. Единственно возможным путём организационного объединения на тот момент было создание и издательство общемарксистской газеты. Такой газетой стала ленинская «Искра», первый номер которой вышел в 1900 году. Само создание газеты уже являлось делом большой консолидации революционных групп. Так, ещё до отъезда за границу (где и была создана «Искра») Ленин провёл встречи-совещания с революционерами Уфы, Москвы, Петербурга, Риги, Н. Новгорода, Смоленска и т.д. Затем в Пскове был создан общероссийский центр по её распространению. За границей к изданию «Искры» присоединилась и группа «Освобождение труда». Газета как центральный орган ещё не возникшей партии позволила подвести русских социал-демократов ко II историческому Съезду РСДРП, на котором собственно и произошло рождение политического авангарда трудящегося и эксплуатируемого народа. Таким образом, в полной мере подтвердились слова Ленина о том, что «газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

II Съезд РСДРП открылся 17 июля 1903 года в Брюсселе, завершил свою работу 10 августа 1903 года в Лондоне, что было вызвано преследованиями революционеров царскими жандармами и полицией Бельгии. На съезде присутствовали представители от 26 социал-демократических организаций, в том числе различных национальных групп. Съезд проходил в сложной атмосфере разногласий, вызванных оппортунистической позицией ряда его участников, входивших в том числе и в редакцию «Искры». Принципиальная позиция и постановка вопросов Лениным по созданию строго централизованной, единой партии с фиксированным членством, подтверждающимся исключительно деятельным участием в работе партийных организаций; по утверждению программы партии в строгом соответствии с классовым марксистским подходом, провозглашающей конечной целью борьбы установление диктатуры пролетариата; по нацеленности партии главным образом на нелегальную деятельность в условиях тиранического царского режима вызвали бурный протест и недовольство, даже противодействие некоторых сил.

Мелкобуржуазные оппортунисты, представители БУНДА, «Экономистов» Мартов, Аксельрод и другие пытались превратить создаваемую партию в аморфную организацию с множеством по сути автономных образований, что свело бы все усилия по централизации социал-демократического движения России на ноль. В организацию, нацеленную на блокирование с буржуазными политическими образованиями, способную лишь к условно реформистской деятельности, плетущейся в хвосте либерального отребья царской России. Благодаря твёрдости позиции Ленина сделать это в полной мере не удалось. Представители БУНДА и ещё несколько ренегатов покинули съезд. В итоге программа партии была принята в основном в редакции «искровцев» (Ленина), в руководящие органы партии также были избраны в большинстве сторонники Владимира Ильича. Но вот формулировка о членстве в партии, имеющая принципиальное, основополагающее значение, была принята в редакции Мартова и прочих (член партии – любой, кто номинально разделяет взгляды, даже и не принимая конкретного участия в политической деятельности). Это ставило на очередь дня проблему размывания ещё не созданных партийных структур. В этих экстренных условиях Ленин вынужден был пойти на организационный раскол, хотя формально и сохранялось партийное единство.

Таким образом, главное значение исторического II Съезда РСДРП не только в фактическом образовании партии, но и в начале незамедлительной борьбы за очищение партии от оппортунизма, ревизионизма, мелкобуржуазного политиканства и идеологии, профанации деятельности и фиктивности борьбы с проклятым царизмом. Материальным проявлением этой борьбы стало образование фракции, а фактически партии большевиков: «Большевизм существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года». Именно большевики, руководимые Лениным, повели ту единственно правильную, единственно возможную линию, которая только и могла увенчаться успехом. Безусловно, подобное было бы невозможно без руководства Ленина, без его гения, без твёрдости и идеологической цельности. Огромный определяющий вклад Ленина в том, что он единственный, кто не просто изучил марксизм, но и понял суть этой идеологии, творчески развил и сумел в полной мере применить его на практике, применить в политике, общественно-экономической жизни, а не превратился в бесталанного формального начётчика этого великого учения. Только Ленин сумел не поддаться лживому чувству «товарищества» с оппортунистически настроенными элементами, невзирая ни на какое давление и превратности судьбы, отстаивая правоту и интересы рабочего класса, организовывая его и руководя его действиями в борьбе против человеконенавистнического деструктивного строя, отдавая себя всего без остатка этой великой борьбе.

Итогом этой борьбы, итогом II Съезда (вложенным в него исключительно Лениным смысла) стала Великая Октябрьская социалистическая революция, разбившая оковы капитала, оковы гнёта и эксплуатации, принёсшая свободу и спасение и трудящемуся народу России, и государству, отданным шкурниками и предателями, дураками и юродивыми на потребу мировому монополистическому капиталу.

А.П. Веселовский

секретарь Тамбовского ОК КПРФ

Обновлено 02.08.2018 17:17  
Центральный сайт КПРФ

КПРФ.ТВ

Русский Лад в Тамбовской области

Телеканал Красная линия

Сайт газеты "Правда"


НАША КНОПКА:
Тамбовское отделение КПРФ

Погода на завтра

Рейтинг






Свежий номер


Контактные данные

Телефон:
8 (4752) 56-43-25

Электронная почта:
kprf-tambov@mail.ru

Адрес: 392000
г. Тамбов, ул. 3-я Линия,
д.18, к. 502

подробнее...

Посетители

mod_vvisit_counterСегодня2388
mod_vvisit_counterВчера3217
mod_vvisit_counterНа этой неделе15522
mod_vvisit_counterНа прошлой23940
mod_vvisit_counterВ этом месяце43924
mod_vvisit_counterВ прошлом98059
mod_vvisit_counterЗа все время3538157

Online (20 минут): 22
Сегодня: 14 Дек 2018